Школьный историко-краеведческий музей «Наш край»

страничка в ВК

1.Сведения о музее:

Тип музея: школьный музей

Профиль музея: историко-краеведческий

Тема музея: история нашего края

Целью деятельности школьного музея является содействие формированию интереса к отечественной истории и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений малой Родины, развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержка творческих способностей детей.

Основной фонд экспозиций располагается:

Музей располагается в классной комнате, оборудованной стеллажами и полочками, музей по мнению обучающихся, является настоящим познавательным уголком, где каждый экспонат рассказывает свою неповторимую историю. Это своеобразный хранитель традиций, который бережно хранит память о прошлом, передавая её из поколения в поколение.

 Задачи школьного музея:

  • формировать у учащихся уважительное отношение к историческому прошлому в стране и Малой Родине;
  • приобщить обучающихся к изучению истории родного края, школы, истории Великой Отечественной войны 1941-1945;
  • сохранить и поддержать традиции образовательного учреждения;
  • воспитывать познавательные интересы и способности;
  • способствовать овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности;
  • развивать коммуникативные компетенции и навыки исследовательской работы;
  • Сохранить подлинные памятники путем выявления, изучения, сбора и хранения музейных предметов.
  • пополнение музейных фондов

 2.История создания музея:

Наш музей существует всего 2 года. Основой для его возникновения стали материалы собранные обучающимися, учителями и жителями города в процессе внеурочной деятельности. П В ноябре 2023 года музей зарегистрирован и получил сертификат, в 2024 году номер регионального свидетельства.  Первоначально экспонатов было 50, они размещались в кабинете географии. Музей располагается в классной комнате, оборудованной стеллажами и полочками, музей по мнению обучающихся, является настоящим познавательным уголком, где каждый экспонат рассказывает свою неповторимую историю. Это своеобразный хранитель традиций, который бережно хранит память о прошлом, передавая её из поколения в поколение.Работа музея построена на основе музейных фондов. Их нужно сделать доступными для образовательно – воспитательной работы. Ведётся работа с оформлением документации музейного фонда.  Посещения музея в нашей школе никого не оставляет равнодушным. Многие приносят свои личные вещи. Создание музея начиналось с50 экспонатов. Сейчас их уже более 200. В музее представлены информационные. Реализуются основные   направления деятельности музея.

 3.Направления работы:

1.Фондовая работа: Приобретение, сохранение (комплексное хранение) и доступность для образовательно – воспитательной работы. Фондовая работа в музее: составление акта приёмки передачи экспоната, внесение в книгу основного фонда учёта поступлений, внесение в книгу вспомогательного фонда учёта поступлений, сбор музейных предметов, вспомогательные фонды учёта (картотеки), маркировка фондового предмета (нанесение учётного номера по инвентарной книги и шифр фондовой коллекции). Оформление инвентарной карточки экспоната.

2. Поисковая, исследовательская деятельность: Разработка учебных тематических проектов, сбор информации об односельчанах, улицах и объектах города в прошлом и настоящем.

3.Экспозиционная работа:В музее нет специально отведённых помещений и залов для постоянных экспозиций основного фонда. Постоянные экспозиции вспомогательного фонда находятся в рекреации на втором этаже школы. В музее оформляются временные экспозиции активистами музея и помогают родители. В годовом плане определяется тематика, очерёдность, сроки. Подготовительные работы: определение темы, цели и задач, составление плана и формирование состава экспонатов, этикетажа (этикеток) изучение литературы, архивного материала, возможностей оборудования, оформление экспозиции.

4.Просветительская работа:Уроки в классе с использованием музейных предметов, музейные уроки история одного экспоната, «Традиции советского Нового года и ёлочная игрушка», « Чур, я открытку подпишу», мастер – классы «Вышивка: традиции и современность», народные праздники «Рождественские посиделки», экскурсии «Православная Ворсма», «Один день в Ворсме», «История народного образования в Ворсме», уроки мужества, встречи с ветеранами труда, участниками боевых действий Афганистана, Чечни, СВО. Проекты «Музей в чемодане», «Ворсма вчера и сегодня», «Старые советские открытки», встречи с долгожителями города. Музыкальная композиция «Поклонимся великим тем годам».

5.Экскурсионно - просветительская.

6. Культурно- нравственная.

4.Характеристика фондов:

Основной фонд  210 экспонатов.

 Группы: 1) вещевые предметы: новогодние игрушки, домашняя утварь, детские советские игрушки, предметы старины, текстиль, предметы военных действий, комсомольская и пионерская атрибутика, нумизматика;

2)  письменные источники: - грамоты; комсомольские билеты, мандаты, книги, газеты, альбомы.

3) изобразительные источники: - фотографии участников войны 1941-1945 гг. и тружеников тыла, пионерских и комсомольских организаций. Вспомогательный фонд 20 экспонатов – копии точно воспроизводящие подлинники и научно-вспомогательные материалы.

 5.Экспозиции:

В музее представлены экспозиции: «История школьного образования в городе Ворсма», «Дети войны», «Пионерская и комсомольская атрибутика», «Герои России», «От Афганистана до Чечни», «Советские новогодние игрушки и традиции», «Игрушки советского детства», «Мастерицы – рукодельницы», «Человек – эпоха», «Этапы комсомола», «Навечно девятнадцатилетние», «Судьба человека в истории страны», «Предметы старины». «Человек, нарисовавший Новый год», «Волшебная вышивка», «Салют пионерия», « Афган, ты боль моей души».

Оформление и оборудование экспозиции:

Столы, стенды, стеллажи.

 6.Достижения:

В 2025 учебном году участвовали:  

1.В Муниципальном этапе Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ образовательных организаций «Отечество». Грамота 1 место в номинации " Природное наследие" , Грамота 1 место в номинации " Природное наследие",  Грамота 1 место в номинации " Природное наследие", Грамота 2 место в номинации "Природное наследие"

2.В Зональном этапе регионального конкурса исследовательских краеведческих работ обучающихся образовательных организаций Нижегородской области «Отечество». Диплом 1 степени в номинации "Природное наследие".

3.В Финальном этапе регионального Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ обучающихся образовательных организаций «Отечество».

4.В Муниципальном этапе Всероссийского конкурса музеев образовательных организаций Павловского муниципального округа. Диплом 1 степени в номинации " Профильный музей образовательной организации"

5.В Региональном этапе Всероссийского конкурса музеев образовательных организаций. Диплом Финалиста очного этапа.

5. В Игре-квесте «Родное Павлово».